Статистика свидетельствует о печальном факте, что большинство наших детей… не умеет выражать свои мысли и принимать участие в беседе. Несмотря на достаточный словарный запас и нормальную артикуляцию, дети, как правило, не умеют общаться. Поэтому стоит задуматься, как привить им навыки общения, усовершенствовать их устную речь.
На пятом году жизни значительно увеличиваются познавательные и речевые возможности детей. Возрастающая произвольность, целенаправленность психических процессов, рост познавательных интересов и самостоятельности создают благоприятные условия для обогащения речи детей. В отличие от младшего дошкольного возраста дети средней группы более любознательны, самостоятельны и активны в освоении окружающей социальной и природной действительности. В разговорном общении они высказывают свои суждения, пытаясь объяснить интересующие их явления, задают вопросы. Ребенок способен самостоятельно устанавливать многообразные связи между настоящим и прошедшим, между предметами и явлениями, событиями и действиями людей.
Разговаривайте со своими детьми! Это может быть и обычный разговор о том, что интересного было в детском саду. Приучайте ребёнка ежедневно делиться с Вами своими переживаниями – это поможет Вам стать друзьями. Разговаривайте с ним о всех событиях, спрашивайте его обо всём: чем сегодня кормили, какие были занятия… Не расстраивайтесь, если ребёнок ничего не помнит. Через два года Ваш ребёнок будет свободно вспоминать все события прошедшего дня. Главное – искренне интересоваться и задавать вопросы о том, чем живёт Ваш ребенок. А иногда, шагая с ребёнком по улице, отвлекитесь от своих мыслей, прислушайтесь к его болтовне. А потом и сами спросите:
- Как ты думаешь, о чём рассказывает нам сосулька?
- Интересно, о чём размышляет этот нахохлившийся воробей?
- Давай сочинять сказку про мороз!...
Разговаривать с ребёнком можно об очень многом, стоит только взглянуть на окружающий мир.
А дома возьмите лёгкую для понимания книгу, можно сказки. Прочитайте одно предложение и попросите ребёнка пересказать (лучше «своими словами»). Когда одно предложение он будет пересказывать свободно, то прочитайте ему вначале абзац, затем страницу и попросите пересказать.
Каждый день делитесь даже с самым маленьким ребенком своими впечатлениями о музыке, об интересной книге, о людях, об окружающем мире, природе – обо всём, что волнует нас. В ответ на это Вам навстречу раскроется его душа и, поначалу подражая, а потом, становясь, всё самостоятельнее в суждениях, он будет отвечать Вам тем же.
Разговаривайте со своими детьми!
Материал подготовила: педагог – психолог
Ахмадишина Рифа Рашитовна