Деятельность детского сада по организации работы с родителями «группы риска» и СОП
Методические рекомендации для педагогов
Подготовила Вильданова Л.Р., старший воспитатель
Весомый вклад в достижение основных результатов педагогического процесса в ДОО приходится на работу коллектива с родителями.
Вовлечение родителей в деятельность ДОО, их заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что мы этого хотим, а просто это необходимо для успешного развития ребенка. Поэтому для эффективного взаимодействия с родителями важен личностно-ориентированный, адресный, индивидуальный подход, когда учитываются запросы семьи и конкретные проблемы развития и обучения ребенка.
Наш опыт свидетельствует о том, что эффективность взаимодействия педагогов с родителями зависит от изучения семейной среды. С этой целью используются традиционные методы: наблюдение, опросные методики, самодиагностика (диагностика типового семейного состояния, самодиагностика родительского отношения к детям (А.Я. Варга, В.В. Столин), беседы, анкетирование, тестирование, проективные методики, изучение продуктов детской деятельности).
Кроме этого, изучению семьи способствует ее посещение: здесь важны беседа с родителями и детьми, наблюдение за их взаимоотношениями во время встреч.
Анализ специфики запросов на услуги ДОУ родителей неполных и многодетных семей, родителей с различным уровнем образования, а также зависимость запроса родителей от возраста ребенка позволили выделить различные типы запросов на образовательные услуги в зависимости от типа семьи.
Принципами работы с социально неблагополучными семьями определяются:
- презумпция невиновности, фасилитация и стимулирующая оценка (на основе помощи и поддержки специалистов создаются предпосылки для преодоления кризиса в семье);
- индивидуально-дифференцированный подход (корректная адресная помощь семье в ситуации кризиса, взаимоподдержка в рамках родительского сообщества);
- систематичность и последовательность (специалисты обеспечивают постоянный контакт с семьей, включают родителей в деятельность ДОУ в течение всего периода адаптации ребенка);
- доверительные, равнопартнерские отношения между педагогами и членами семей воспитанников;
- уважение норм и ценностей семьи;
- ориентация на развитие позитивного потенциала семьи, ее способности к самопомощи;
- адекватное показаниям использование различных методов в работе социального педагога и других специалистов ДОУ.
В качестве особенностей социально неблагополучных семей были выделены следующие факторы:
- медико-биологические: группа здоровья, наследственные причины, врожденные свойства, нарушения в психическом и физическом развитии, условия рождения ребенка, заболевания матери, пренатальный и постнатальный (первые 3 года) периоды развития);
- социально-экономические (многодетность, неполная семья, несовершеннолетние родители, безработные родители, различные особенности родительского отношения матери к ребенку): гиперопека, в том случае, когда все жизненные интересы матери замыкаются на ребенке, или в других случаях гипоопека, связанная с переживанием матерью развода или ее стремлением найти другого спутника жизни;
- социальная изоляция семьи, связанная как с утратой семьей социальных связей одного из супругов, так и с социальной дискриминацией матери-одиночки;
- факторы социального риска (как правило, худшее, чем в полных семьях, материальное положение, алкоголизм, наркомания, девиантное поведение, неприспособленность к жизни в обществе: бродяжничество, безделье, воровство, мошенничество, драки, агрессивное поведение);
- психологические: отчуждение от социальной среды, неприятие себя, невротические реакции, нарушение общения с окружающими, эмоциональная неустойчивость, неуспех в деятельности, неуспех в социальной адаптации, трудности общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками, фрустрация базовых потребностей, госпитализм;
- педагогические: несоответствие содержания программ ОУ и условий обучения детей их психофизиологическим особенностям, темпа психического развития детей и темпа обучения, преобладание отрицательных оценок, неуверенность в деятельности, отсутствие интереса к познанию, закрытость для положительного опыта и др.
Эти факторы определяют повышенную потребность таких семей в образовательных услугах ДОУ, в первую очередь средствами социального воспитания ребенка.
В деятельности ДОО определяются следующие этапы в работе с семьей:
- Ознакомительный (сбор информации, оценка ситуации, знакомство).
- Изучение семьи (определение внутрисемейных проблем и затруднений в воспитании детей).
- Просветительский (оказание помощи в семье в ситуации кризиса).
- Коррекционный (решение конкретных проблем семьи, повышение уровня социальной компетентности родителей, социально-педагогическая работа в семье).
Основные критерии оценки степени социального благополучия семьи, которыми руководствуются педагоги в работе, следующие:
- Жизнеобеспечение (занятость родителей, их социальный, образовательный, материальный статус).
- Организация быта (тип жилья, санитарно-гигиенические условия, условия жизни ребенка в семье).
- Физическое здоровье (диагностика, хронические болезни, профилактика, гигиена).
- Духовное и моральное здоровье (вредные привычки, рецидивы, психологическое благополучие).
- Воспитание детей (стиль воспитания в семье, психологическая, психотерапевтическая, педагогическая, юридическая помощь).
- Внутренние и внешние коммуникации семьи (открытость семьи, тип семьи, характер детско-родительских взаимоотношений, отношения между супругами).
Благодаря поиску и использованию эффективных форм работы с родителями (в числе которых постоянно действующие клубы, совместные праздники и развлечения, индивидуальные встречи и беседы со специалистами детского сада) меняется и отношение родителей к своим детям. Родители приглашаются на занятия клубов, проводятся консультативные приемы вновь прибывших родителей.
После встреч со специалистами основная масса родителей более внимательно относится к своим детям, активнее посещает мероприятия, организуемые в ДОУ, чаще обращается за консультацией к специалистам учреждения, рекомендации по воспитанию детей, предлагаемые воспитателями и специалистами, воспринимаются ими более осмысленно.
В процессе психологического просвещения родителей происходят определенные сдвиги в отношениях родителей и детей. Родители более сензитивны к своим детям, относятся к ним с пониманием, стараются создать атмосферу принятия, в которой ребенок чувствует себя в достаточной мере комфортно.